Турбо 4A-GE (Launcher version)


[ Назад] [ На главную ]

Турбирование двадцатиклапанного мотора 4A-GE вообще и в особенности в "гаражных" условиях довольно трудная, но все же решаемая задача. Это с успехом доказал наш российский умелец, известный в интернет-сообществе как Launcher. И хотя построенная им Corolla Ceres в турбоверсии в настоящее время уже не существует и сменила владельца, этот опыт очень интересен. На сайте Автовладивосток он опубликовал статью обо всех перипетиях постройки. С его согласия здесь использована информация и фото из той статьи. Это ни в коей мере не инструкция к постройке, это всего лишь схематичный набросок довольно нестандартного подхода в турбировании мотора 4A-GE и описание некоторых приемов и компоновочных решений позволяющих избежать "подводных" камней.

Как известно, мотор 4A-GE имеет жесткий чугунный блок, оснащен широкой "спортивной" головкой блока с пятью клапанами на цилиндр и заточен на получение высокой мощности при оборотах выше 5000 об/мин. Однако высокий запас прочности мотора позволяет делать серьезную форсировку, в том числе и с помощью наддува - турбо или чарджера. Серьезным препятствием служит высокая степень сжатия двадцатиклапанников - 10,5 и 11 в зависимости от модификации, которую обязательно нужно уменьшать до величины 8,5…9 в зависимости от расчетного давления. Этого можно достичь установкой более толстой прокладки под ГБЦ либо установкой поршней от модификации GZE. (клик на фото для увеличения)

Другое серьезное препятствие - необходимость замены (или обширного апгрейда) управляющей электроники впрыска, не рассчитанной на положительное давление наддува и дальнейшая ее настройка. Так же приходится сталкиваться с компоновочными проблемами - турбина должна быть втиснута между мотором и радиатором. Такие трудности возникают при турбировании двадцатиклапанного 4A-GE. А, например, к мотору 4A-GZE прикрутить турбину гораздо проще, не потребуется даже менять управляющую электронику. (клик на фото для увеличения)

Самое главное - наличие - рук и голова и желание что-то построить. Принципы построения турбомоторов широко освещены в технической литературе и интернете. Комплектующие, турбины, патрубки необходимые для постройки при желании можно купить на вторичном рынке. На японских аукционах иногда попадаются самодельные турбокиты под 4AG. Японская фирма Blitz мелкой серией производит турбокит для 4A-GE AE111. Правда позволить себе такой набор, стоимостью только в Японии около 800тыс йен (7500$), сможет далеко не каждый. На отдельной странице можно посмотреть, как скомпонованы элементы турбокита от Blitz и к чему нужно стремиться при постройке.

Отправной точкой к началу крупномасштабного тюнинга для Launcher-а стало приобретение простой Corolla Ceres 94 г. выпуска с мотором 4A-GE Silver Top и механической коробкой передач. Машина радовала владельца своей динамикой, но как всегда хотелось большего... На просторах интернета при желании можно познакомиться со многими интересными людьми, так это и случилось. LXA4 подсказал рецепт некоторых ухищрений в настройке стандартного мотора (т. наз. "сиротский тюнинг" (с)), SElimiteD поделился опытом и постройки и турбирования мотора 7AGE (!) и некоторыми комплектующими. Это были коллектор на 4A-GE под турбину и сама турбина от ниссановского движка SR20DET. Было принято решение идти до конца - приобретены SAFC, форсунки от 3S-GTE, датчик буста, интеркуллер, коробка и привода от чарджерного 4А (E58 намного крепче С56), 1.5 WAY TRD LSD, керамика и корзина TRD.

В течение зимы 2004-2005 все копилось, собиралось, читались горы информации. В марте 2005г. машина была разобрана, коробка и мотор были демонтированы и начались работы по имплантации. Необходимое уменьшение степени сжатия было достигнуто установкой двух фирменных прокладок под ГБЦ от 4А (1.25мм. х 2) и одной стальной от 7А (0.5мм.). При суммарной толщине 3мм расчетная степень сжатия 8.74. Поршни остались родные, так как по зарубежному опыту они могут держать до 0,9 кг (по другим данным 0,6 кг прим. 4AGEnt). Вообще выбор компоновочных решений при такой постройке индивидуален и зависит от применяемых комплектующих (напомню здесь была применена турбина от Nissan). По месту подгонялась задняя подушка, а для того чтобы между радиатором и элементами турбо был достаточный зазор, радиатор пришлось наклонить вперед. При другом расположении элементов это возможно и не потребуется, однако что касается охлаждения очень желательно применение более производительного радиатора (например, радиаторы от дизельных Corolla толще в три раза) и удаление компрессора и радиатора кондиционера. Подобранный по месту интеркуллер отлично поместился между бампером и радиатором. Для воздуховодов применены специальные алюминиевые трубы (заказаны из США).Что получилось можно судить по фото.

Выход турбины пришлось применить от Nissan Bluebird, коллектор и турбина встали на место только после демонтажа штатной проставки под маслофильтр.

Выхлопной тракт сварен по месту - труба 65мм с минимумом загибов и глушителем ручной работы с 110мм выходом и сайленсером и конечно полное отсутствие катализатора.

По электронике был проведен эксперимент по настройке ECU от Blacktop 4A-GE. Но ни SAFC, ни что-либо еще не смогли переубедить бедные черноголовые мозги в том, что буст все-таки бывает. И что не надо срываться в отсечку на 0,3 кг.

На помощь пришел идейный вдохновитель проекта SElimiteD - он прислал мозги от Nissan CA18DET плюс комплект проводки. Пришлось заменить датчик температуры ОЖ, лямбда-зонд, проложить параллельно родной косе другую, имплантировать часть проводки в районе фишек ECU. Появились новые элементы - индивидуальные катушки зажигания от Isuzu, датчик положения распредвала с приводом от шестерни ГРМ.

И все… Машина поехала. На обычной резине и при давлении 0,9кг. квотермейл покорялся за 14.2 с. На этом эксперимент по бюджетному турбированию изначально сугубо атмосферного мотора был закончен.

4AGent 13.08.2006
Последнее обновление -


[ Назад] [ На главную ]


Моя почта
4AGEnt
Copyright (C) 2004 4AGEnt all rights reserved.
Сайт создан в системе uCoz